Исполнение решений

Порядок исполнения решений Международной Палаты Арбитров на территории Республики Беларусь

Решение Международной Палаты Арбитров является окончательным и вступает в законную силу с момента его вынесения.

Решения Международной Палаты Арбитров исполняются в добровольном порядке, а в случае неисполнения их добровольно, в принудительном порядке по правилам, установленным хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Производство по делам о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решений международных арбитражных судов (далее – исполнительный документ) отнесено к отдельному виду производства в хозяйственном суде первой инстанции и выделено в главу 29 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).

Заявление о выдаче исполнительного документа (в случае неисполнения решения Международной Палаты Арбитров добровольно) может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного его исполнения. Заявление подается лицом, в пользу которого принято решение, в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства его неизвестны.

Требования, предъявляемые к содержанию и форме заявлений о выдаче исполнительного документа, содержатся в статье 257 ХПК.

Статьей 259 ХПК регламентируется, что заявление о выдаче исполнительного документа рассматривается судьей хозяйственного суда единолично в срок не более одного месяца со дня поступления этого заявления в хозяйственный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения хозяйственного суда.

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного документа (предусмотренных статьей 260 ХПК) путем исследования доказательств обоснования заявленных требований и возражений, представленных в хозяйственный суд.

В частности, хозяйственный суд отказывает в выдаче исполнительного документа, если установит, что спор, рассмотренный международным арбитражным судом, не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что решение международного арбитражного суда нарушает основополагающие принципы права Республики Беларусь. Хозяйственный суд также вправе отказать в выдаче исполнительного документа по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного документа хозяйственный суд выносит определение, в котором должны содержаться сведения: о наименовании суда - Международной Палаты Арбитров; о составе суда, рассмотревшего спор; о наименовании сторон арбитражного разбирательства; о решении Международной Палаты Арбитров; о выдаче исполнительного документа, на принудительное исполнение которого ходатайствует заявитель. В определении хозяйственного суда указывается на выдачу исполнительного документа либо на отказ в его выдаче.

Исполнительные документы на принудительное исполнение решений Международной Палаты Арбитров, выданные компетентным хозяйственным судом, подлежат исполнению в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

 Порядок обжалования решения Международной Палаты Арбитров

Обжалование решения Международной Палаты Арбитров может быть произведено лишь путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о его отмене по основаниям, предусмотренным статьей 43 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» и статьей 255 ХПК.

Ходатайство об отмене решения Международной Палаты Арбитров может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда сторона, заявляющая такое ходатайство, получила указанное решение, либо со дня вынесения Международной палатой арбитров решений по ходатайству об исправлении в указанном решении допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок или иных ошибок аналогичного характера либо о толковании отдельного пункта или части решения.

Требования к форме и содержанию ходатайств об отмене решений международных арбитражных судов содержатся в статье 253 ХПК.

Порядок исполнения решений Международной Палаты Арбитров за пределами Республики Беларусь

Правовую основу механизма признания и исполнения решений Международной Палаты Арбитров за пределами Республики Беларусь составляет международные правовые акты (конвенции, соглашения) участником которых является Республика Беларусь.

В первую очередь, это Нью–Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года (далее — Конвенция), которая применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государств, подписавших (ратифицировавших, присоединившихся) Конвенцию.

Участниками Конвенции являются более 100 государств, расположенных практически на всех континентах.  Каждое государство–участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений.

Участниками производства по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений являются стороны и компетентный судебный орган страны места исполнения названного решения, в который заинтересованная сторона направляет соответствующее ходатайство.

Судебным органом, рассматривающим ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения иностранных арбитражных решений, могут быть как суды общей юрисдикции, так и специализированные суды. В ряде государств рассмотрение вышеназванных ходатайств относится к юрисдикции апелляционных судов. Сроки, установленные для предъявления иностранного арбитражного решения к исполнению, также различны. В Российской Федерации, Украине данные сроки, например, составляют 3 года, в Великобритании - 6 лет, в Италии данный срок вовсе не установлен.

Для получения признания и приведения в исполнение арбитражного решения заинтересованная сторона при подаче соответствующего ходатайства должна представить: должным образом заверенные подлинное арбитражное решение или его копию; подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную его копию, что предусмотрено статьей IV Конвенции. Данные документы представляются с заверенным переводом на официальный язык той страны, где испрашивается исполнение. В то же время, необходимо учитывать особенности национального законодательства иностранных государств, которое может для целей признания и приведения в исполнение на своей территории иностранных арбитражных решений содержать требования о представлении документов, которые в Конвенции не названы. Так, положения Гражданского процессуального кодекса Республики Польша прямо требуют, чтобы к выше упомянутому ходатайству были приложены: доказательства надлежащего уведомления должника о дате проведения судебного заседания; подтверждение того, что решение иностранного суда вступило в законную силу, и подлежит исполнению в государстве места его вынесения.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений перечислен в статье V Конвенции, обязанность доказывания которых возлагается на сторону, против которой данное решение направлено.

 В то же время положения Конвенции не затрагивают действительности многосторонних или двусторонних соглашений в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, заключенных Республикой Беларусь. В частности, это Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества 1998 г. (далее – Соглашение), участниками которого являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

Вступившее в  законную  силу  решение  компетентного суда любого государства-участника подлежит исполнению на территории других государств в бесспорном порядке.

Очередность, процедура, пределы взыскания и меры для обеспечения  исполнения  решения  компетентного   на территории которого производится взыскание. Взыскание производится на таких же условиях, как  и  исполнение решения собственного суда данного государства-участника. суда определяются законодательством государства,

Обращение взыскания  на  имущество  должника  (в силу статьи 3 Соглашения) производится в соответствии с законодательством   государства местонахождения должника по ходатайству   взыскателя в компетентный суд государства-участника, которому заявитель обязан представить:

- должным образом заверенную копию решения компетентного  суда  с подтверждением  о  вступлении его в законную силу,  о  принудительном исполнении  которого возбуждено ходатайство;

- документ компетентного суда,  подтверждающий участие должника в судебном заседании (или о надлежащем извещении его о судебном процессе);

- исполнительный документ.

Представляемые взыскателем  документы  излагаются  на   русском языке.

Списание присужденной суммы с банковского счета должника производит банк, обслуживающий должника, на основании платежного документа  взыскателя, содержащего ссылку на данное Соглашение,  а также вышеуказанных документов.  При  этом взыскатель   обязан   представить   заверенный   компетентным   подтверждающий участие должника в судебном заседании (или документ о своевременном получении должником надлежащего извещения о судебном процессе). судом документ,

Исполнение решения компетентного суда об изъятии имущества  в   натуре обеспечивается  судебным   суда  по  месту  нахождения имущества должника в соответствии с действующим на  этой  исполнителем территории законодательством.

Соглашение также наделяет Высшие арбитражные,  хозяйственные, экономические суды государств-участников полномочиями в пределах своих государств  на дачу обязательных  для  всех  организаций  и   по  обеспечению  исполнения  решений  компетентных судов государств-участников Соглашения. должностных лиц указаний по  обеспечению  исполнения  решений  компетентных судов государств-участников Соглашения.